Сфера применения жидкой углекислоты достаточно широка. СО2 используется в сельском хозяйстве и в строительстве, в легкой и пищевой промышленности и т. д. Существуют определенные нормативы, регламентирующие хранение и транспортировку этого вещества. Для перевозки используются специальные цистерны, конструкция которых разработана именно для этой цели. Емкости в обязательном порядке проходят необходимую сертификацию.
Основная область применения ЦЖУ – транспортировка вещества (CO2), которое находится в жидком состоянии, непосредственно от производителя до места хранения или до предприятия, где его предполагается использовать. Конструкции разработаны таким образом, что дополнительно позволяет:
Основные характеристики:
Цистерны любых объемов – двухслойные конструкции. Внешний выполняется из стального листа, внутренний – из ударопрочного материала (сплава), покрытого пенополиуретаном (или другим изолятором). Протечка вещества, возможность попадания внутрь влаги и вероятность появления коррозии полностью исключены. Производители оснащают цистерны дополнительными опциями, позволяющими оперативно наполнять и сливать жидкую углекислоту, контролировать рабочее давление, степень наполнения резервуара и т. д.
Линейка конструкций состоит из моделей, позволяющих перевозить и хранить разный объем жидкого вещества.
Самым компактным полуприцепом являются резервуары ЦЖУ-8, в которых можно транспортировать и хранить до восьми кубометров СО2. Конструктивно – это емкости, изготовленные из тонкого стального листа. Внутренний сосуд, в который заливается жидкая двуокись водорода, выполняется из металла, толщина которого составляет 1.6 мм. Для теплоизоляции используется перлитовый песок (ГОСТ 10832-83). Производители рекомендуют для перевозки цистерны использовать тягачи КАМАЗ-54112, но вполне возможно эксплуатировать и другие модели, параметры которых будут идентичными. Такие резервуары чаще всего арендуют (покупают) компании, постоянно использующие вещество в производственных целях.
Более габаритная модель – ЦЖУ-10-10.8. Основное предназначение цистерны – транспортировка жидкого вещества со складов (от производителя) до получателя. Особенности конструкции позволяют хранить двуокись углерода в резервуаре до пяти дней. Внутренний герметичный отсек выполнен из низколегированной стали и покрыт пенополиуретаном. Он считается прекрасным защитным и теплоизоляционным материалом. Внешний – тоже стальной. Это обеспечивает безопасную транспортировку вещества и его защиту от ультрафиолета и высоких температур.
Как и во всех цистернах из этой линейки, в модели предусмотрена возможность контроля за уровнем жидкого СО2, его безопасный слив и т. д. Полная масса полуприцепа – 16500 кг, длина – 9940 мм, ширина – 2480 мм, высота – 2850 мм. Для перевозки цистерн этой марки рекомендуется использовать тягачи нескольких моделей: МАЗ-54326 (54327). Возможность для эксплуатации с другими марками есть, но их параметры должны соответствовать ГОСТ 12105-74.
Более габаритными являются ЦЖУ-17.5-2.0. Как и все цистерны этого типа, они предназначены для транспортировки СО2, но объем перевозимого вещества может достигать 2 тысяч литров. Значение, рекомендованное производителем, – 1750 литров. Как и менее габаритные полуприцепы, цистерны этого типа обеспечивают безопасную перевозку жидкой углекислоты, ее хранение в течение пяти дней. Конструкции оснащены опциями, позволяющими оперативно заправлять и сливать вещество, возможностью контролировать его массу и рабочее давление. Вся дополнительная арматура и сама цистерна выполняются из нержавеющей стали.
Теплоизоляционный материал внутреннего резервуара – пенополиуретан. Полная масса цистерны – 30000 кг. Размеры: длина – 10600 мм, ширина – 2500 мм, высота – 3650 мм. Для перевозки цистерн этого типа рекомендуется использовать более мощные тягачи – МАЗ-54327-020 (54326-031, 544020-020). Как и в случае с менее габаритными полуприцепами, возможно эксплуатировать и другие модели, соответствующие ГОСТ 12105-74. Подобные цистерны покупают (арендуют) крупные предприятия, занимающиеся продажами вещества со складов или массово использующие СО2 в производстве.
Цистерна ЦЖУ-18 по своим характеристикам практически не отличается от модели ЦЖУ-17.5-2.0. Конструкция для транспортировки жидкого СО2 представляет собой полуприцеп на шасси STEELBEAR (производство ОАО «ВОМЗ»). Применение габаритных цистерн и дополнительные возможности являются такими же, как и у предыдущих моделей. Это – безопасная заправка и слив вещества, хранение в течение пяти дней, возможность визуального контроля массы и рабочего давления. Для этого в конструкциях предусмотрены магнитные поплавковые преобразователи или стрелочные (цифровые) дифманометры. Возможно дополнительное оснащение цистерны насосом, облегчающим (ускоряющим) переливание вещества, и охлаждающей установкой, обеспечивающей более продолжительный срок хранения жидкой углекислоты. Размеры полуприцепа – 12410х2500х3400 мм.
Стандартный срок эксплуатации полуприцепов этого типа – 15 лет. Есть возможность заказать изготовление ЦЖУ с более длительным сроком службы – до 25 лет. Для перевозки используются мощные тягачи МАЗ-54323 (543208) или импортные аналоги с идентичными характеристиками.
Самое большое количество жидкой углекислоты можно транспортировать и хранить в цистернах ЦЖУ-22-2.0. Полуприцепы оснащены приспособлениями, позволяющими сливать и заправлять вещество, контролировать его массу и рабочее давление. Так как эти резервуары предназначены для транспортировки большого объема СО2, их в обязательном порядке оснащают сложной многоуровневой системой безопасности. Предохранительные клапаны и мембраны позволяют производить проверку состояния цистерны и ее ремонт без полного слива резервуара.
В полуприцепах можно перевозить до 22 кубометров вещества. Полная масса конструкции – 36000 кг. Размеры: длина – 10550 мм, ширина – 2500 мм, высота – 3750 мм. Производители рекомендуют использовать мощные тягачи МАЗ-54327-020 (54326-031, 544020-020) или зарубежные аналоги с идентичными характеристиками грузоподъемности и максимальной нагрузки на ось.
Во всех ЦЖУ транспортировка вещества осуществляется в соответствии с существующими нормативами. Процесс производства цистерн строго контролируется. Все полуприцепы этого типа сертифицированы.